Динамика шаолиньского кунг-фу
Популярные высказывания в китайском фольклоре, связанные с этой практикой, гласят: «Все боевые искусства под небесами произошли от Шаолиня» и «Шаолиньское кунг-фу — лучшее под небесами», что указывает на влияние шаолиньского кунг-фу среди боевых искусств.
Чань, означающее «медитативное состояние», является китайской школой буддизма Махаяны. Он развивался в Китае с шестого века нашей эры и стал популярным во времена династий Тан и Сун. Культура Шаолиня уходит своими корнями в буддизм Махаяны, в то время как практика Чань является ее ядром и, наконец, ее проявлениями являются боевые искусства, традиционная медицина и искусство. Шаолиньское кунг-фу объединяет динамические и статические компоненты — инь-ян.
Записано, что Бодхидхарма прибыл в Китай во времена южных и северных династий, чтобы учить «особой передаче вне писаний». Некоторые традиции конкретно описывают Бодхидхарму как третьего сына царя Паллавы из Канчипурама. Длинный свиток «Трактата о двух входах и четырех практиках», написанный Тан Линем, содержит учения, приписываемые Бодхидхарме. Текст известен по дуньхуанским рукописям. Будучи первым настоятелем Шаолиня, Батуо посвятил себя переводу буддийских писаний и проповедованию доктрин сотням своих последователей. В 527 году Бодхидхарма, 28-й патриарх буддизма Махаяны в Индии, прибыл в храм Шаолинь. Бодхидхарма провел девять лет, медитируя в пещере на пике Вуру, и положил начало китайской традиции чань в храме Шаолинь. После этого
Бодхидхарма научил монахов 18 формам, которые превратились в 54 формы, а затем в 108 форм. Это было основой «Кулака Шаолиня».
Одна из старейших шаолиньских философий гласит, что «тот, кто вступает в бой, уже проиграл битву». Шаолиньский практикующий никогда не атакует, и ни в какой ситуации он или она не использует самую разрушительную защиту. Стили Южного Шаолиня, ориентированные преимущественно на ручную технику, состоят из южного богомола и пяти животных, составляющих Кулак пяти животных: тигра, дракона, леопарда, змеи и белого журавля. Стили Северного Шаолиня, в которых больше внимания уделяется ударам ногами и ногам, включают северный богомол, черный журавль и черный тигр. Вин Чун, пожалуй, самый известный отдельный стиль в системе Шаолинь. О нем стало известно на Западе благодаря Брюсу Ли и Джеймсу Ли в конце 1960-х годов, что стало самым влиятельным введением китайского кунг-фу за пределами Китая.
Монастырь Шаолинь — известный храм, признанный родиной чань-буддизма и колыбелью шаолиньского кунг-фу. Он расположен у подножия пика Вуру горного хребта Суншань в уезде Дэнфэн, провинция Хэнань, Китай. Название отражает его расположение в древней роще горы Шаоши, в глубине гор Суншань.
Гора Сун занимала видное место среди китайских священных гор. Основными столпами шаолиньской культуры являются чань-буддизм, боевые искусства, буддийское искусство и традиционная китайская медицина. Это культурное наследие Шаолиня, до сих пор составляющее повседневную жизнь храма, является представителем великолепной китайской цивилизации.
Храм Шаолинь является важным религиозным и культурным учреждением как в Китае, так и за рубежом. Благодаря своей уникальности, Шаолиньская культура принята и признана людьми разных рас и культурного происхождения. Храм стал для Китая средством демонстрации своей культурной мягкой силы.
Шаолиньское кунг-фу проявляется через систему различных навыков, основанных на атакующих и защитных движениях. Шаолиньское кунг-фу насчитывает более сотнисуществующих стилей. Существует зарегистрированная документация более тысячи существующих форм, что делает Шаолинь крупнейшей школой боевого искусства в мире. Во времена династии Цин (1644–1911) шаолиньские монахи выбрали 100 лучших стилей шаолиньского кунг-фу. Затем они отобрали 18 самых известных из них.
Медитация — это душа чань-буддизма и шаолиньского кунг-фу. Некоторые монахи могут медитировать целую неделю без отдыха и сна. В шаолиньском кунг-фу существует 49 способов (поз) для растяжки и укрепления мышц. Крепкие монахи практикуют удары руками и ногами на выносливость. Тренировка «Железная кость» — самая известная из тренировок, проводимых Шаолинем. Проводится для уплотнения кожи и костей за счет механической вибрации или контролируемого напряжения, вызванного ударом предплечий, ног и ладоней о боксерскую грушу, дерево, воду или в горячий песок.
Цигун — это искусство развития жизненной энергии, особенно для здоровья, жизненной силы, расширения ума и духовного совершенствования. Это основная часть шаолиньского кунг-фу, переплетающаяся с каждым внешним стилем. Он включает в себя создание Ци и направление ее к частям тела для предотвращения травм или к противнику с намерением нанести вред. Стиль дракона в значительной степени зависит от тактики уклонения и уклоняется в основном за счет вращения верхней или нижней части туловища с небольшим движением стойки или без него. Он наносит точечные удары по уязвимым целям, а также активно использует тигриные удары руками и когтями, змеиные смены стойки и леопардовые удары с разбега, чтобы ослабить физически превосходящего противника.
Леопардовый стиль конструируется как мягкая подсистема и используется для развития скорости и силы, так как является самым быстрым из семейства тигровых. Основное оружие — леопардовый кулак. Кулак сформирован таким образом, что им можно без изменений колоть, царапать или раздавливать любую поверхность, нанося удары по мягким точкам анатомии. Стиль Гадюки состоял из устрашающих ударов, которые могли нанести серьезный психологический ущерб, проливая много крови, не причиняя опасного для жизни ущерба. Его визитной карточкой был удар языком — два пальца часто целились в артерии и вены. Уклончивая работа ног заставляет противника работать усерднее, чтобы нацелиться на практикующего кунг-фу, который, в свою очередь, имеет возможность утомить своего противника, прежде чем начать окончательную контратаку. Кунг-фу Черного Тигра зародилось в храме Хэнань Шаолинь. В нем больше внимания уделяется работе ног, чем в формах южного шаолиньского кунг-фу, и он имеет некоторое сходство со стилем орла. После многократных тренировок и исследований монахи разработали множество различных видов оружия и их уникальные стили. Разнообразие шаолиньского оружия со временем увеличилось до более чем 120, но базовый боевой стиль насчитывает 18 видов оружия. Кунг-фу — это не просто боевое искусство, это духовная практика. Его совершенство является знаком веры.