Мастер шаолиньского кунг-фу делится 5 ментальными состояниями, которые сдерживают нас в жизни, и как с ними бороться
Наш путь к полному пониманию своей цели и ценности в жизни или достижению «самообладания» — начинается с момента нашего рождения. Он требует приверженности к развитию терпения, дисциплины и самосознания.
На своем пути к званию мастера Шаолиня я провел почти 30 лет, изучая и практикуя взаимодействие между разумом и телом. Это неотъемлемая часть культуры и философии шаолиньских боевых искусств, насчитывающих более 1500 лет.
Одно из самых важных учений — это «пять препятствий для самообладания». Это основные ментальные состояния, которые мешают нам ясно видеть, принимать разумные решения, достигать своих целей и жить более счастливой и гармоничной жизнью.
Сенсуальное желание
Чувственное желание — это взаимосвязанное удовольствие, которое возникает, когда мы испытываем глубокую тягу к чему-то, что стимулирует одно или несколько из наших пяти чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус).
Представьте, что вы всю прошлую неделю тренировались для участия в полумарафоне. Но на второй неделе вас прерывает смартфон, умоляя обратить на него внимание.
Вы сдаетесь и в итоге часами пролистываете ленту своих социальных сетей. Время, которое вы выделили для занятий, теперь потрачено впустую. Вы сбились с пути.
Сенсуальные желания не всегда плохи. Идея заключается в том, что любое желание (здоровое или нездоровое) может легко превратиться в навязчивую идею или зависимость, которая отвлекает нас от наших целей.
Практикуйтесь в преодолении собственных желаний: Единственный способ по-настоящему побороть искушение — это глубоко и тщательно обдумать возможные последствия поддавания ему. В следующий раз, когда возникнет чувственное желание, спросите себя: Поможет или навредит мне это в долгосрочной перспективе? Каким образом?
Нежелание
Нежелание — это противоположность чувственного желания. Это психическое состояние, когда вы не хотите чего-то из-за сильной неприязни или неприятия этого. Это может быть связано с деятельностью, ситуацией или человеком.
Например, чтобы восстановить отношения с другом, вам нужно сесть и поговорить о проблемах, влияющих на ваши отношения. Но поскольку вы ненавидите конфронтации, даже неагрессивные, вы избегаете разговора. И вы можете продолжать делать то же самое в других отношениях.
Негативные эмоции (например, страх, гнев, разочарование) — естественная часть жизни. Но зацикливание на них не позволяет нам двигаться вперед; мы просто застреваем в этом эмоциональном состоянии.
Практикуйтесь в преодолении недоброжелательности: Вместо того чтобы игнорировать свою недоброжелательность, исследуйте ее корни. Если вы не любите конфронтации, спросите себя, почему. Возможно, дело в том, что вам никогда не удавалось найти решение конфликтов. Вспомните прошлый опыт: Что пошло не так? Что можно было сделать по-другому?
Воспринимайте это как возможность узнать больше о себе, отпустив старые способы и попробовав новые.
Лень и оцепенение
Состояние бездействия приводит к лени и оцепенению. Это результат недостатка энергии и отсутствия мотивации. Лень и оцепенение могут также проявляться в виде поражения, жалости к себе, мыслей о тщетности, самоуспокоенности или даже депрессии.
Может быть, вы испытываете это в своей карьере, потому что чувствуете себя немотивированным работой, которую делаете, или считаете себя недостаточно хорошим.
В буддизме это часто описывается как лишение свободы. Чем больше вы позволяете ему контролировать ваш разум и тело, тем быстрее стены сомкнутся над вами.
Практикуйтесь в преодолении лени и оцепенения: Как и в случае со всеми другими препятствиями, вы должны определить, что привело вас к такому психическому состоянию. Затем напомните себе о своих целях и о том, что вдохновило вас на их достижение в первую очередь. Начните предпринимать шаги, чтобы преодолеть стены; они могут быть такими маленькими и простыми, как обращение к наставнику или медитация во время ходьбы.
Безпокойство
Безпокойство — это результат неуспокоенного ума. Это часто случается с людьми, которые постоянно беспокоятся или тревожатся о будущем, или осуждают себя (или других) за свои действия.
В буддизме беспокойство называют «умом обезьяны»: Постоянно перескакивая с одной ветки на другую, не в состоянии сосредоточиться.
Во время беспокойства мы становимся более уязвимыми для капризов и можем действовать так, что впоследствии жалеем об этом, что еще больше усиливает помехи.
Практикуйтесь в преодолении беспокойства: Наблюдайте за своим беспокойством, когда оно возникает. Возможно, ваш разум будоражит разочарование из-за чего-то, о чем вы жалеете, что сделали на прошлой неделе. Признайте это чувство, поймите его, а затем отпустите.
Медитация — один из самых эффективных способов преодоления беспокойства. Суть заключается в том, чтобы очистить свой разум от навязчивого беспорядка, чтобы вы могли обрести мир и покой в настоящем.
Скептическое сомнение
Скептическое сомнение приводит к неконтролируемым колебаниям и сомнениям. Эту помеху можно сравнить с ванной с водой, в которой размешана грязь, и помещенной в темную комнату. Отсутствие света и мутность мешают ясно видеть.
Вы можете сомневаться в своих способностях («Смогу ли я это сделать?» «Что, если у меня не получится?»), или в советах наставника («Он недостаточно опытен.» «Я знаю больше, чем он.»), или в своих решениях («Правильно ли я поступаю?» «Что, если случится что-то плохое?»).
Практикуйтесь в преодолении скептических сомнений: Сомнение может быть вашим другом. Оно может быть знаком того, что вам нужно сделать шаг назад, чтобы пересмотреть свои возможности, или может указывать на то, что что-то (например, решение или поставленная задача) является нарушением ваших ценностей.
Ключ в том, чтобы бросить вызов своим сомнениям. Спросите себя: Имеет ли смысл обоснование моего сомнения? Есть ли в нем логика? Или это просто отрывает меня от моих целей?
Ши Янчен принадлежит к 34-му поколению мастеров Шаолиня. Он является мастером школы Шаолинь в Китае, где преподает боевые искусства кунг-фу и методы развития единства тела и разума.