Почему монахи кунг-фу теряют свою религию

Молодые люди прыгают в воздухе, выполняя изящные удары руками и ногами; другие проносятся по грязи, мечи мелькают в туманном воздухе. На древнем дереве десятки небольших вмятин, сделанных «ударами пальцев» монахов-воинов на протяжении веков.

Это храмовый комплекс Шаолинь в горах центрального Китая, где 1 500 лет назад зародилось кунг-фу. Сейчас это место паломничества любителей боевых искусств и дзен-буддистов, тысячи молодых людей приходят изучать кунг-фу, или ушу, как его называют в Китае, в школы, расположенные вокруг храма.

Коммерческий успех храма очевиден, даже если некоторые достопримечательности бросаются в глаза — например, телефонные киоски с Буддами на вершине. Некоторые монахи качают головой и опасаются, что их духовный мир находится под угрозой. Один монах сказал, что после десятилетий работы в храме он собирается уйти в отшельничество в горы на востоке Китая.

«Здесь есть внутренние конфликты, и это сложно. Когда я пришел сюда, здесь было очень ветхо, и сейчас все стало намного лучше. Но я больше не думаю, что это место для религии», — говорит он.

Многих других вдохновляет традиция Шаолиня. Кунг-фу является воплощением боевых искусств, и практикующие говорят, что другие боевые искусства, включая каратэ, произошли от кунг-фу. В мире насчитывается более миллиона изучающих кунг-фу и множество центров шаолиньской культуры по всему миру.

Для 60 000 молодых потенциальных звезд кунг-фу, занимающихся в школах при храме, шаолиньское кунг-фу является выходом из бедности. Ву Чжицян, 17 лет, родом из столицы Хэнань Чжэнчжоу. Он занимается в Шаолине уже четыре года и является одним из 4 000 учеников своей школы. «Я тренируюсь с пяти утра», — говорит он, все еще размахивая копьем во время обеда. «Утром мы тренируемся на улице, а потом занимаемся в классе. Моя цель — поступить в колледж физической культуры в Чжэнчжоу. Но некоторые из моих друзей хотят стать тренерами. И, конечно, некоторые из нас хотят сниматься в кино».

Кунг-фу обязано своим существованием индийскому монаху Бодхи Дхарма, который начал проповедовать дзен-буддизм в храме и положил начало традиции боевых искусств. Стиль Шаолинь с годами был расширен с 72 основных боевых движений до 170 движений, разделенных на пять стилей, названных в честь животных, на которых эти движения должны были быть похожи: Тигр, Леопард, Змея, Дракон и Журавль.

Но не стала ли популярность этого стиля слишком коммерческой и не оторвалась ли она от своих корней? Цянь Далян, генеральный директор Хэнаньской компании по развитию храма Шаолинь, считает, что нет. «Наша цель — защитить Шаолинь и сохранить настоящий Шаолинь», — говорит он. «У нас хорошее имя, но люди здесь и за границей используют это имя, чтобы заработать деньги, и в некоторых случаях разрушают имя Шаолиня. Мы должны защищать себя и свою интеллектуальную собственность». 228 кирпичных пагод храма пережили Культурную революцию, когда красногвардейцы прошли по всему Китаю, разрушая религиозные объекты. Их статус как мест захоронения сохранил 1200-летний Лес пагод, который фигурировал во многих эпосах кунг-фу и является частью того, что привлекает тысячи туристов в Шаолинь. Но они не были запятнаны рвением красногвардейцев. Монахов в Шаолине красногвардейцы заставляли пить алкоголь и есть мясо. Они помнят об этом до сих пор, и у них есть поговорка: «Алкоголь и мясо проходят только через пищеварительную систему, но Будда находится внутри».

Реформы и открытие Китая привели к возрождению богатства храма, благодаря интересу к фильмам о боевых искусствах в 1970-х годах. Здание в самой задней части комплекса было использовано в фильме «Храм Шаолинь» 1982 года, в котором снимался Джет Ли.

Последний фильм «Шаолинь» с участием гонконгского сердцееда Энди Лау и героя боевиков Джеки Чана сегодня выходит на DVD в Великобритании.

Как и многие мои сверстники, начинающие работать в киноиндустрии в начале 1980-х годов, я был под влиянием и вдохновением оригинального «Храма Шаолиня», — говорит его режиссер Бенни Чан. «Я имею в виду, вау, там был Джет Ли, выполняющий самый совершенный из 360-градусных круговых ударов ногами в воздухе. Это было потрясающе и захватывающе». Не забывайте, что «Храм Шаолиня» был снят до открытия Китая — это была такая редкость».

Настоятель монастыря Ши Юнсинь, сын фермера из соседнего Аньхой, считается архитектором возрождения Шаолиня с 1999 года. Он известен своим деловым подходом к преобразованию храма и продвижению буддизма по всему миру в течение последних двух десятилетий.

С 1986 года он возглавляет делегации монахов Шаолиня по всему Китаю и за рубежом для проведения шоу боевых искусств Шаолиня, зарегистрировав торговую марку названий «Шаолинь» и «Храм Шаолиня» в 1994 году.

Он также вызвал споры, потребовав официальных извинений от онлайн-комментатора, который осмелился заявить, что его монахи однажды были побеждены в безоружном бою японскими воинами-ниндзя. Его также критиковали за то, что он принял в дар от властей роскошный спортивный автомобиль, а многим монахам не понравилось решение провести собственное реалити-шоу боевых искусств. Но г-н Цянь настаивает на том, что коммерческая деятельность необходима храму для выживания. «У монастыря Шаолинь были свои взлеты и падения. Когда-то здесь было более 2 000 монахов, но после Культурной революции осталось всего 15 монахов. Но дух Шаолиня никогда не угасает, и это то, что мы стремимся постоянно передавать», — сказал г-н Цянь.

source

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *