Уся — 11 лучших фильмов за 100 лет кинематографа
Как один из наиболее старых и неподвластных времени литературных жанров Китая был адаптирован для большого экрана, и чем жанр уся (武侠, wǔxiá) — приключенческий жанр китайского фэнтези с демонстрацией восточных единоборств в КНР отличается от своего гонконгского аналога?
Этот кинематографический жанр очаровал поклонников по всему миру сочетанием магического реализма, экшена и традиционной культуры одной из древнейших цивилизаций на Земле.
Вот некоторые из наиболее значимых фильмов в жанре уся, вышедших в Китае за последние 100 лет.
Сожжение храма Красного Лотоса / Huo shao hong lian si (1928)
Фильм «Сожжение храма красного лотоса», состоящий из 18 частей, общей продолжительностью около 27 часов, стал одним из первых фильмов в жанре уся и одним из самых успешных китайских фильмов довоенного времени.
Героиня в красном (1929)
Еще один многосерийный фильм, «Героиня в красном», уникален для своего времени: в нем главная женская роль отведена воину, служащему правосудию.
Картина, выпущенная в период расцвета жанра, «Героиня в красном» оказалась влиятельной для жанра уcя в будущем.
Храм Шаолинь (1982)
Храм Шаолинь» популяризировал миф о шаолиньской школе кунг-фу, а также дал культовому актеру боевых искусств Джету Ли его первую роль в кино.
И на сегодняшний день я могу назвать только два реалистичных гонконгских боевика: «Ип Ман» и «Храм Шаолинь». Потому что поединки в них ставились явно без кевларовых тросов, а кровь выглядела очень натуральной.
Однажды в Китае (1991)
Как может Китай оставаться прекрасным в своем искусстве, требующем многолетней самоотдачи, когда успех можно так дешево купить с помощью западного огнестрельного оружия? Вонг Фей Хунг должен как-то разобраться в этом, и в конце концов он показывает, что хотя с оружием нельзя бороться с помощью кунг-фу, кунг-фу в правильных руках может быть не менее смертоносным, чем оружие.
Крадущийся тигр, затаившийся дракон (2000)
Этот фильм вызвал новую волну интереса к жанру китайских боевых искусств, в том числе как произведения костюмированного искусства, действие которых происходит в неопределенные до современные времена, так и фильмы о кунг-фу, действие которых обычно происходит в современную эпоху.
Герой (2002)
Один из самых любимых китайских режиссеров Чжан Имоу начал свою карьеру в жанре уся с фильма «Герой», который стал мировым хитом, отчасти благодаря влиянию Квентина Тарантино, поставившего его на американские экраны.
В первую очередь фильм примечателен своей ‘картинкой’. Великолепные съемки, постановки виртуозных боев на мечах, древнекитайские костюмы и декорации. Буйство цвета и красок.
Дом летающих кинжалов (2004)
В одном из самых культовых китайских фильмов собрался весь звездный состав под руководством легендарного режиссера Чжана Имоу, продемонстрировавшего многое из того, что сделало его карьеру великой.
Бесстрашный (2006)
Последний из фильмов Джета Ли о боевых искусствах, «Бесстрашный», почитается за рассказ о Хуо Юаньцзя, человеке, который популяризировал ушу как легитимный боевой стиль во всем мире.
Ип Ман (2008)
В фильме Уилсона Ипа «Ип Ман» показан рыцарский характер главного героя, скромного мастера Вин Чун (и будущего учителя Брюса Ли), во время Второй мировой войны, когда его город Фошань был оккупирован японскими войсками.
Битва у Красной скалы (2008)
Динамика каждой сцены имеет свой собственный смысл. Умело выстраивая битвы и действия, сцены были просто великолепны. Это почти классический гонконгский боевик, где каждое действие кажется очень непредсказуемым.
Прекрасно снятый, масштабный, с большим количеством действий, отличными постановками и умной адаптацией исторического эпоса.
Братство клинков (2014)
Действие фильма «Братство клинков» происходит в конце правления династии Мин. В основе сюжета лежит история трех мечников, которым поручено убить евнуха-манипулятора (и реального исторического персонажа) Вэй Чжунсяня.