Уся — 11 лучших фильмов за 100 лет кинематографа


Как один из наиболее старых и неподвластных времени литературных жанров Китая был адаптирован для большого экрана, и чем жанр уся (武侠, wǔxiá) — приключенческий жанр китайского фэнтези с демонстрацией восточных единоборств в КНР отличается от своего гонконгского аналога?

Этот кинематографический жанр очаровал поклонников по всему миру сочетанием магического реализма, экшена и традиционной культуры одной из древнейших цивилизаций на Земле.

Вот некоторые из наиболее значимых фильмов в жанре уся, вышедших в Китае за последние 100 лет.

Сожжение храма Красного Лотоса / Huo shao hong lian si (1928)

Фильм «Сожжение храма красного лотоса», состоящий из 18 частей, общей продолжительностью около 27 часов, стал одним из первых фильмов в жанре уся и одним из самых успешных китайских фильмов довоенного времени.

Хотя это был не первый китайский фильм, он имел первый большой успех, и в результате его успеха китайские фильмы, снятые в то время, были очень похожи на него: большинство из них были фильмами о боевых искусствах.

Героиня в красном (1929)

Еще один многосерийный фильм, «Героиня в красном», уникален для своего времени: в нем главная женская роль отведена воину, служащему правосудию.

Картина, выпущенная в период расцвета жанра, «Героиня в красном» оказалась влиятельной для жанра уcя в будущем.

Очевидно, капитализируя успех предыдущего фильма о боевых искусствах, «Сожжение красного лотоса», это еще один фильм, который явно копирует идею, даже в названии присутствует слово «красный».

Храм Шаолинь

Храм Шаолинь (1982)

Храм Шаолинь» популяризировал миф о шаолиньской школе кунг-фу, а также дал культовому актеру боевых искусств Джету Ли его первую роль в кино.

И на сегодняшний день я могу назвать только два реалистичных гонконгских боевика: «Ип Ман» и «Храм Шаолинь». Потому что поединки в них ставились явно без кевларовых тросов, а кровь выглядела очень натуральной.

В отличии от Брюса Ли и Джеки Чана, многие годы продвигавшихся к славе сквозь череду провалов и неприятностей, Джету Ли повезло — его самая первая роль в ‘Храме Шаолинь’, на съемки которого он пришел 18-летним подростком, принесла ему всеазиатскую известность, позволив быстро войти в пантеон кумиров.

Боб, кинокритик
Однажды в Китае

Однажды в Китае (1991)

Как может Китай оставаться прекрасным в своем искусстве, требующем многолетней самоотдачи, когда успех можно так дешево купить с помощью западного огнестрельного оружия? Вонг Фей Хунг должен как-то разобраться в этом, и в конце концов он показывает, что хотя с оружием нельзя бороться с помощью кунг-фу, кунг-фу в правильных руках может быть не менее смертоносным, чем оружие.

По началу настоящих зрелищных сцен мало — а излишнего пафоса и не всегда понятного юмора через край. Сюжет также может запутать — но все это только по началу.

the dark bronson, кинокритик
Крадущийся тигр, затаившийся дракон

Крадущийся тигр, затаившийся дракон (2000)

Этот фильм вызвал новую волну интереса к жанру китайских боевых искусств, в том числе как произведения костюмированного искусства, действие которых происходит в неопределенные до современные времена, так и фильмы о кунг-фу, действие которых обычно происходит в современную эпоху.

Весь сюжет, состоящий из маленьких историй, раскрывается, словно бутон цветка, двигая естественный процесс сказки к её трагическому завершению, дополняя основные события вечным возмутителем спокойствия — любовью. Именно эта проказница внесла ощутимый вклад в судьбы героев и без того обреченных на скитания…

LeonidNeft, кинокритик
Герой

Герой (2002)

Один из самых любимых китайских режиссеров Чжан Имоу начал свою карьеру в жанре уся с фильма «Герой», который стал мировым хитом, отчасти благодаря влиянию Квентина Тарантино, поставившего его на американские экраны.

В первую очередь фильм примечателен своей ‘картинкой’. Великолепные съемки, постановки виртуозных боев на мечах, древнекитайские костюмы и декорации. Буйство цвета и красок.

Восхитительный шедевр восточного кинематографа. Безумно красивая ‘экранизация’ одной из древнекитайских легенд. Не фильм, а произведение искусства.

Ugar, Кинокритик
Дом летающих кинжалов

Дом летающих кинжалов (2004)

В одном из самых культовых китайских фильмов собрался весь звездный состав под руководством легендарного режиссера Чжана Имоу, продемонстрировавшего многое из того, что сделало его карьеру великой.

Великолепный, фантастический по своей красоте фильм! Потрясающие костюмы, незабываемые сцены сражений и одна из самых трагичных историй любви. Я назвала уже три причины, почему стоит посмотреть этот фильм.

Julietta-L, кинокритик
Бесстрашный

Бесстрашный (2006)

Последний из фильмов Джета Ли о боевых искусствах, «Бесстрашный», почитается за рассказ о Хуо Юаньцзя, человеке, который популяризировал ушу как легитимный боевой стиль во всем мире.

Надо бы вспомнить, что Джет Ли сам по себе человек переживший не мало бед за жизнь: родился в период культурной революции в Китае, так что понятие голод он знает не по наслышке. Отца потерял в возрасте 2 лет, семья не богатая, мать растила 5 детей. Ли Лянцзе самый младший.

Great Kung Lao, кинокритик
Ип Ман

Ип Ман (2008)

В фильме Уилсона Ипа «Ип Ман» показан рыцарский характер главного героя, скромного мастера Вин Чун (и будущего учителя Брюса Ли), во время Второй мировой войны, когда его город Фошань был оккупирован японскими войсками.

Это не первая картина, про то, как недооценивают китайцев, их стиль единоборств, их силу. Но, на мой взгляд, в ней впервые нам открывают, насколько смертельно опасно кунг-фу. Фильм полностью развенчивает мифы о единоборствах, как о спаррингах, и показывает нам совершенно иную сторону: как наиболее эффективно и быстро убивать, выводить противника из строя. Та реальная правда, что мы еще не видели…

Peggy Siu, кинокритик
Битва у Красной скалы

Битва у Красной скалы (2008)

Динамика каждой сцены имеет свой собственный смысл. Умело выстраивая битвы и действия, сцены были просто великолепны. Это почти классический гонконгский боевик, где каждое действие кажется очень непредсказуемым.

Прекрасно снятый, масштабный, с большим количеством действий, отличными постановками и умной адаптацией исторического эпоса.

Фильм Битва у красной скалы, достоин высших похвал! Я раньше ни когда не смотрел фильмы Джона Ву, не знаю как смотрятся другие его фильмы, но судя по этому фильму Джон очень талантливый режиссер.

Арагорн, кинокритик
Братство клинков

Братство клинков (2014)

Действие фильма «Братство клинков» происходит в конце правления династии Мин. В основе сюжета лежит история трех мечников, которым поручено убить евнуха-манипулятора (и реального исторического персонажа) Вэй Чжунсяня.

Эмоциональные актерские работы очень хороши и показывают трех в целом симпатичных главных героев с сильными моральными принципами, но и с довольно большим количеством личных слабостей, что делает их динамичными и цельными персонажами. Хореография боев интенсивна и не преувеличена, как это было в других фильмах. Такой подход соответствует более достоверному характеру фильма.

kluseba, кинокритик

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *